День краудфандинга – праздник в честь тех, кто, говоря простым народным языком, «собирает с миру по нитке». Пожертвования делаются с разными целями. Это могут быть: помощь людям, попавшим в сложную ситуацию, создание и дальнейшая реализация какого-то продукта (например, книги), поддержка от болельщиков, запуск новых компаний, поддержка политических компаний и многое другое.
Краудфандинг – слово, имеющее английское происхождение. Оно означает «финансирование». Сотрудничество группы людей, которые делают на добровольных началах пожертвования (как правило с использованием сети Интернет) с целью оказания финансовой помощи проекту или организации – есть, собственно, краудфандинг.
Дата праздника
7 июня 2012 года заработал первый краудфандинговый российский сервис Planeta.ru. Спустя три года, в 2015 году, в РФ неофициально отметили День краудфандинга, который стал ежегодным событием в стране. Граждане трудятся в этот день как обычно – выходного дня в стране нет.
Историческая справка
Само по себе явление краудфандинга не ново. Человек, у которого есть интересное предложение или идея, выступает инициатором сбора средств на их воплощение в жизнь. На деле, каждый из нас пользуется краудфандингом время от времени в обычной жизни, например, когда скидывается на покупку подарка преподавателю, на монтаж в своём доме домофона или ремонт в подъезде. Интернет позволяет сделать сбор средств быстро и без участия банков. Сегодня сам процесс доступнее и проще.
У краудфандинга свои правила: должны быть точно указаны цель сбора средств и конкретная сумма. Народ должен понимать, на что вкладывает свои финансы. В процессе сбора денег каждый желающий должен иметь доступ к информации. Так выходит, что краудфандинг требует творческого подхода и определённого доверия.
За границей краудфандинг практикуется более 20 лет. Есть много успешных примеров. Один из таких – в пользу популярной рок-группы из Британии «Marillion». Для неё в 1997 году силами поклонников собирали средства для проведения тура музыкантов в США. А затем, та же группа сама организовала сбор средств для студийной записи и рекламы некоторых альбомов. Сайт, который в 2000 году занимался краудфандингом для музыкантов назывался «ArtistShare». Позднее возникли и другие. А с нового века краудфандинг за рубежом стал явлением обычным.
В нашей стране сбор средств через Интернет тоже стремительно популяризируется. Им пользуются очень многие: творческие люди, некоммерческие организации, политики, коммерсанты и много, кто ещё.
Примером успешной работы в направлении краудфандинга с использованием Интернета в России стал сайт Planeta.ru. Он изменил привычную реальность, дал новые резервы для развития общественной активности и проявления творчества.
Участники и традиции праздника
Праздник достаточно молодой и ещё не имеет своих чётких традиций. Так, как краудфандинг не имеет официального праздничного статуса, главными участниками проводимых мероприятий становятся люди, которые работают с соответствующими интернет ресурсами, и волонтёры.
7 июня на краудфандинговых сайтах публикуются материалы просветительского характера, списки благотворительных и значимых для общественности акций.
Подарки
В праздничный день человеку, чья деятельность связана с краудфандингом можно дарить:
- зажим для денег;
- копилку (символично);
- мини-сейф;
- канцелярские товары;
- оригинальные часы «Время-деньги»;
- ручку с гравировкой.
Интересные факты
В создании проекта может участвовать любой совершеннолетний гражданин, у которого есть свой банковский счёт. Достаточно заполнить данные специальной анкеты на краудфандинговом сервисе и ждать одобрения (ну, или отказа, как уж выйдет) от модератора.
Краудфандинг не нужно путать с благотворительным фондом. Он получает 5 – 10 % комиссии от средств, собранных на проекты.
Одним из важных видов деятельности краудфандинга считается работа с бекерами – потенциальными вкладчиками денежных средств. Как правило, охотнее поддерживают те проекты, которые имеют ценность не для общества в целом, а именно для бекеров. Люди готовы давать деньги за то, что они хотели бы, но сами не могут воплотить в жизнь самостоятельно. Обычно бекерам обещают какую-нибудь ценность взамен. Это может быть сам готовый продукт в подарок или специальные условия на сервисе, где этот продукт презентуется.
Очень важно в краудфандинге определить целевую аудиторию, для которой предлагаемый продукт будет интересен и полезен. Если найдутся люди, которых вдохновит идея, остальное тоже постепенно сложится.
Всё чаще в последнее время привлекают в краудфандинг не только людей, но и компании, у которых больше материальных возможностей. Таким образом компании пытаются с помощью новых идей развить бизнес, социальные проекты.